Милая и очень маленькая девочка (рост и вес не соответствовал возрасту), любит сидеть на краешке своей кроватки или ползать по ней – такой была 4-хлетняя Полина П. (изменено), когда в мае 2012 года ее перевели из Дома ребенка в отделение милосердия*.
Девочка не улыбалась, не фокусировала зрение и не понимала обращенную к ней речь, практически не могла ни стоять, ни ходить. Полина не брала игрушки и была к ним безразлична, предметы не удерживала, ела и пила только из бутылочки, через соску, и не проявляла интереса ко всему окружающему. Запомнилось, что она часто теребила пальчики своих рук. Словом, ребенок находился на постельном режиме.
В документах девочки говорится, что у нее синдром Дауна, глубокая задержка развития, 3-я степень ограничения основных категорий жизнедеятельности… Как помочь Полине, можно ли что-то изменить и не поздно ли? Воспитанники отделения милосердия ДДИ, куда привезли Полину, уже не первый год развивались по модели социальной практики “Портаж”. В июне девочку решили взять в проект “Портаж”. Несколько недель с Полиной налаживали отношения, и вскоре приступили к реабилитации и социальной адаптации новой подопечной..
В первую очередь ребенка учили жевать пищу и трясти погремушку, подвешенную на веревочке, а также тянуться к предметам. Осваивать новые умения Полине было крайне сложно, приходилось проявлять творческий подход, чтобы преодолевать безучастность девочки к внешнему миру, пытались подбирать различные погремушки, которые привлекли бы внимание своим цветом или звучанием. И ещё пробовали научить Полину пить из непроливайки.
Первые, пока еще маленькие успехи появились далеко не сразу. Шаг за шагом, месяц за месяцем и год за годом девочка училась новому, приобретая различные навыки и умения. Постепенно она стала понимать обращенную к ней речь и привязалась к “маме”, то есть к воспитателю, который, заняв в жизни подопечной место близкого человека, так и продолжал работать со своей “Полинкой”. И этот ребенок со временем оказался одним из самых способных воспитанников в проекте!
Сейчас Полина собирает головоломку из нескольких частей и пирамидку из разных колец, вставляет колышки в отверстия дощечки, уверенно держит карандаш и фломастер, умеет проводить ими линии. Девочка научилась хлопать в ладоши, играть в игрушки – теперь у Полины есть любимая кукла, которую она нежно обнимает и качает. Ребенок сам пользуется полотенцем, расстегивает и застегивает молнию, надевает и снимает головной убор, снимает обувь с развязанными шнурками и носки, ест сама ложкой и пьет из чашки, которую способна держать как одной, так и обеими руками. И ещё стоит и ходит!
Да, это всё о Полине! Ей уже 11 лет!
Кажется, ещё недавно она неуверенно стояла, рассчитывая на поддержку воспитателя, а потом неловко делала первые шаги, и вот девочка уже чуть ли не бегает! Как только “мама” появляется в палате Полины, чтобы вместе идти в комнату для занятий, ребенок тут же бросает всё и устремляется к воспитателю! Более того, Полина толкает детскую тележку, нагруженную игрушками, и быстро катит по коридору, да так, что не угнаться! И лошадку-качалку девочка может “оседлать”, и сидеть на ней, наслаждаясь приятными ощущениями.
А как нравится ей без всякой помощи подцеплять вилкой кусочки зефира или пастилы и отправлять в рот такие вкусные сладости! Полина не ошибется – отличит съедобное от того, что не относится к пище, и любит потягивать сок из трубочки.
У девочки появились книжки, которым она отдает предпочтение, так что легко находит их на полке среди других книг и дает воспитателю, чтобы тот почитал и вместе с ребенком посмотрел забавные картинки. Когда-то не умевшая взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, Полина теперь играет со всеми, соблюдая правила игры. Девочка стала любознательной, ей теперь всё интересно. Так, зимой Полина охотно исследовала во время занятий окружающее пространство и замирала от восторга, трогая снежок, покрывший деревья.
Она уже давно почти догнала по росту и весу своих здоровых сверстников. Полина симпатичная ласковая девочка, умеющая выражать свои чувства, улыбчивая и жизнерадостная, активная, подвижная и смышленая. Она столько всего знает и умеет делать, что обо всем и не расскажешь! Сколько сделано открытий в этом мире! Сколько нового и полезного, оказывается, может освоить ребенок с ТМНР**!
За всё время индивидуальной работы со специалистом команды “Портаж” Полина овладела 82 жизненно важными навыками, а значит, вышла за пределы своих прежде ограниченных возможностей, хотя, конечно, нуждается в помощи.“Портаж”, без всякого преувеличения, “перевернул” жизнь этой девочки. Трудно и на минуту представить, что было бы с ребенком без развивающих занятий! Девочка просто продолжала бы лежать в кроватке, а настоящая жизнь осталась бы где-то далеко в стороне от Полины.
Примечания:
*Имеются в виду ГКУЗ Рязанский дом ребенка и отделение милосердия ГБСУ РО “Елатомский детский дом-интернат для умственно отсталых детей”.
**Тяжелые и множественные нарушения развития.