Система  Портаж (Portage) была разработана в США, штат Висконсин в начале 70-х годов для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на дому.

В начале 70-х гг система Портаж была реплицирована в Великобритании с впечатляющими результатами. С тех пор и по сей день помощь по этой системе доступна каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья Великобритании по желанию родителей. С 1976 года результаты пилотного проекта в Великобритании были внедрены в широкую практику, переведены и использовались во многих странах мира.

Контроль за качеством обучения в Великобритании осуществляет Британская Национальная ассоциация Портаж (https://www.portage.org.uk/)

Теперь система Портаж (Portage) доступна во многих странах мира, включая Великобританию, США, Нидерланды, Японию, Болгарию, Белоруссию, Кувейт,  Таджикистан, Чешскую республику, Китай, Индию и Россию.

В США (где методика была разработана) Портаж стала основой для дошкольной образовательной программы на территории большинства штатов, а в Таджикистане Портаж – часть программы CBR (community based rehabilitation).Все врачи-педиатры в столице Таджикистана – Душанбе посетили семинар Портаж, поэтому дети с выявленными отклонениями в развитии направляются в службу Портаж почти сразу же. Программа осуществляется при поддержке Министерства Здравоохранения и организации Caritas.

 Система Портаж (Portage)  основана на принципе пошагового овладения навыком, разбивая более крупную цель на мельчайшие, достижимые для ребенка шаги. Для отработки этих маленьких целей придумаваются игры, продумывается каждая малейшая деталь, чтобы убедиться, что ребенок достигает успеха.

Надо отметить, что Портаж легко встраивается в систему дошкольного и специального образования, дополняя ее и объединяя усилия узких специалистов, делая обучение эффективнее. Уникальность методики состоит в том, что помощь может предоставляться в любом случае, для ребенка с любым диагнозом, и что сотрудник Портаж морально поддерживает семью в трудных обстоятельствах.

Во время первых нескольких встреч с ребенком сотрудник Портаж (Portage) заполняет проверочный лист, чтобы понять на каком уровне владения навыками находится ребенок в нескольких областях: социализация, язык, самообслуживание, познавательная деятельность и моторика. Сотрудник Портаж (Portage) совместно с родителем определяет, что ребенок УЖЕ УМЕЕТ делать, чтобы разработать индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий, состоящий из отдельных маленьких достижимых целей. Сотрудник Портаж (Portage) работает совместно с другими специалистами, вовлеченными в работу с семьей, если требуется.

Во всех странах, где была представлена система, сервис оставался надомным. В России пилотный проект по определению успешности системы был начат Британской благостворительной организацией ThePromise в 2005 году как проект сотрудничества с РГУ имени С.А. Есенина, Государственным учреждением здравоохранения «Рязанский Дом Ребенка», а впоследствии  и Государственным стационарным учреждением социального обслуживания населения Рязанской области «Елатомский детский дом для детей сирот с умственной отсталостью». Целью проекта стала апробация методики Портаж (Portage) для оказания помощи детям с особенностями в развитии, проживающим в семье или интернате.

Ведущим семинаров и супервизором на протяжении всего экспериментального этапа проекта была Молли Уайт, кавалер Ордена Британской империи, почетный консультант национальной ассоциации Portage Великобритании, Председатель Винчестерского Детского Центра Лантернс (Lanterns).

Проекты  были начаты и осуществляются в сотрудничестве с различными организациями, которые помогают  донести дар использования  системы Портаж (Portage) до организаций России и стран ближнего зарубежья. Например, проект Портаж (Portage) в Рязани был признан на федеральном уровне, получил сертификат  и  был включен в каталог лучших социальных проектов России. Самым активным организатором служб Портаж  на территории Российской Федерации в настоящее время является Фонд благотворительной помощи детям-сиротам и инвалидам «Димина Мечта».