Физическое развитие и самообслуживание. Развитие навыков мелкой моторики, необходимых для удержания ложки.
Очень важно убедиться, что Ваш ребенок находится в удобной для него позиции во время принятия пищи. Если его тело полностью поддерживается, ему будет легче фокусироваться на координации донесения пищи до рта. Некоторым детям легче накалывать пищу на вилку, нежели пытаться донести ее до рта на ложке.
- Начните с максимальной помощи ребенку (рука в руке или рука под рукой). Рука под рукой направит ребенка, но не ограничит совершение захвата. Используйте принцип «маленьких шагов» Портаж для постепенного уменьшения помощи и повышения независимости Вашего ребенка (от захвата «рука в руке» постепенно переходите к помощи за запястье, под локоть, вербальной подсказке итд).
- Начните с того, что Вы зачерпываете еду для Вашего ребенка, почти полностью совершая действия (удержание ложки, зачерпывание, поднесение ко рту, опрокидывание ложки с пищей в рот) рука в руке. Постепенно уменьшайте помощь и подсказки для Вашего ребенка.
- Используйте адаптированные ложки, например с резиновыми толстыми ручками, чтобы было удобнее захватить ложку. Если наоборот, ложку тяжело держать, используйте легкие пластиковые ложки.
- Используйте нескользящий материал под тарелками и чашками ребенка, чтобы они не двигались в процессе кормления, так как это усложнит способность скоординировать движения. Наскользящий материал можно приобрести в хозяйственных магазинах по очень скромной цене.
- Используйте адаптированные чашки с высокими краями, чтобы помочь ребенку зачерпывать пищу.
- Используйте пищу, которая нравится ребенку и с наибольшей вязкостью. Например: пюре, каша, йогурт.
- Убедитесь, что Вы включаете деятельность по развитию навыков мелкой моторики в повседневную жизнь/игры ребенка. См.советы по нанизыванию, например. Другие игры могут включать сенсорные игры (например, найти мелкие предметы в желе), игры с фигурками животных, сортировка пуговиц по цвету, вставлять колышки в доску для колышек.
- Играйте в игры, которые включают зачерпывание песка, воды, сухих завтраков и перекладывание в чашки.
- Сенсорные игры с желе, влажными или сыпучими материалами, когда ребенку нужно «выкопать сокровище», спрятанное Вами, и переложить на другой поднос/в другую чашку.
- Когда Вы готовите на кухне, привлеките ребенка к процессу: помешать, переложить ложкой, взять нарезанные овощи и положить в чашку/кастрюлю.
- Устройте пикник с куклами/мишками и накормите их.
- Когда ребенок купается, дайте ему кувшинчик, чашку, ложку и попробуйте зачерпывать и переливать воду вместе с ним.