Идеи для того, чтобы поощрить навыки, необходимые для координации питья, осознания ощущений во рту, движений и силы (губ, щёк, языка). Важно принять во внимание индивидуальные особенности: время и традиции принятия пищи, дополнительные медицинские противопоказания и сенсорные требования. Также учтите положения тела ребенка во время кормления/питья: убедитесь, что ступни ребенка находятся на опоре, а тело – в положении с хорошей поддержкой. Эти упражнения будут успешными и продуктивными только после того, как у Вашего ребенка сформировался хороший контроль движений головы и шеи.
Обратитесь за советом по позиционированию во время принятия пищи к физическому терапевту. Логопед также сможет помочь Вам советом по поводу жевания и глотания.
- Используйте кружки небольшого размера. Вашему ребенку буде легче их удерживать и контролировать поток жидкости.
- Используйте напиток, который нравится Вашему ребенку для большей мотивации.
- В самом начале используйте более густые напитки (кисель, например), так как это поможет контролировать поток жидкости и вкус будет ощущаться дольше. Это поможет поощрить глотание.
- Используйте трубочки для укрепления мышц, необходимых для глотания. Это также поможет Вашему ребенку осознать, где находится и как используется его рот. Используйте кружки с уже встроенными трубочками, или отрежьте трубочки, которые Вы выберете, покороче. Очень удобны трубочки от небольших пакетов с соком для детей.
- Постоянно практикуйте использование мышц рта, даже вне принятия пищи и питья. Например: дуйте мыльные пузыри, выдувайте краску из трубочек, используйте зеркало для отработки звуков, слизывайте пищу с губ. Эти и подобные упражнения укрепят мышцы, необходимые для принятия пищи и питья, а также поощрят развитие речи.
- Используйте музыкальные инструменты или приспособления (например, свисток), в которые необходимо дуть.
- Используйте кружки, во время использования которых ребенку не нужно запрокидывать голову назад. Их можно использовать даже когда координация движения рук ко рту еще в процессе развития, когда взрослый контролирует поток жидкости.
- Контролируйте движения ребенка, когда он пьет из кружки: сначала держа кружку вместе с ним «рука в руке», постепенно уменьшая помощь, поддерживая за кисть, затем за запястье/локоть, пока ребенок не будет уверенно пользоваться кружкой уже без Вашей помощи.
- Используйте игрушечный столовый набор, так как количество жидкости там очень маленькое.