Принципы Портаж

 

Принципы «Портаж»

МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ В ОБУЧЕНИИ – для ребенка планируется маленькая цель, которой он сможет достичь, на каждом занятии по системе «Портаж». Важен не результат статистический, а результат для ребенка, насколько успешным он себя почувствовал и вдохновился на новые свершения.

ПРАЗДНОВАНИЕ УСПЕХА – каждая успешная попытка подкрепляется значимой для ребенка наградой. Позитивное отношение к занятиям передается детям и родителям. Празднование маленьких успехов происходит на каждом занятии «Портаж».

ПАРТНЕРСТВО – сотрудники «Портаж» всегда работают в партнерстве с родителями, узкими специалистами, другими командами «Портаж», школами, родственниками ребенка, детскими садами, центрами кратковременного пребывания, социальными службами и, конечно, детьми.

ИНКЛЮЗИЯ – этот принцип подразумевает не только нацеленность на потенциальное включение ребенка в дошкольное учреждение/школу, но и включение ребенка в повседневную жизнь общества. Все дети равноправны и должны иметь возможность участвовать в любой деятельности. Например, ребенок с врожденным отсутствием конечностей должен иметь возможность плавать, играть на барабанах, есть самостоятельно, использовать компьютер, если он того хочет.

ОБОБЩЕНИЕ НАВЫКОВ – каждый навык, которому мы обучаем – часть большего навыка. Убедившись в том, что мы научили ребенка точному исполнению навыка, мы всегда обобщаем его – используем в разных обстоятельствах с разными людьми.

ПРИНЯТИЕ РАЗНООБРАЗИЯ – система «Портаж» не различает расы, религии, национальности, хотя учитывает индивидуальные пожелания родителей. Дети любой национальности, расы и религии могут получить помощь по системе «Портаж», если они в ней нуждаются.

СОЗДАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ – каждая служба «Портаж» создает возможности для отработки и применения навыка, используя согласованные с узкими специалистами и родителями методы (язык жестов для отработки навыков общения для неговорящих детей, специальные ложки и вилки для детей с физиологическими особенностями,организация встреч родителей для обмена опытом и общения). Сотрудники «Портаж» создают возможность для включения детей и семьи в группы для общения и обмена информацией, а также празднования успехов всех детей и семей. Этот принцип перекликается с принципом инклюзии.

ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – каждый сотрудник «Портаж» планирует долгосрочные цели, впоследствии производя анализ задач, чтобы разбить большую цель на более мелкие. Каждый отрабатываемый навык – часть долгосрочной цели. Например, мы знаем, что рассматривая картинки с различными предметами одежды, чтобы найти пальто, мы отрабатываем маленький шаг на пути к большой цели – надевать пальто самостоятельно.

ПОДДЕРЖКА – на всех этапах работы всем участниками работы по системе «Портаж» оказывается поддержка. «Портаж» работает в команде, члены которой поддерживают друг друга, помогая семьям и другим службам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

ПРИНЦИП ПРАКТИЧНОСТИ/ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТИ/УМЕСТНОСТИ – в системе «Портаж» навыки соответствуют тому, что использует семья в повседневной жизни. Мы не будем учить ребенка, семья которого использует палочки для еды вместо вилки, есть вилкой, или ребенка, который ни разу не надевал варежки из-за климата страны проживания, надевать варежки на улицу.

РЕБЕНОК/СЕМЬЯ/ОБЩЕСТВО КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ – работа проводится не только с ребенком, но и с семьей, с теми, кто участвует в жизни ребенка. Учитываются потребности всех, кто взаимодействует с ребенком, включая круг его общения и учреждения, которые он посещает.